В 2022 г. импортозамещение ИТ-инфраструктуры предприятий и организаций стало императивом, однако его реализация ускоренными темпами сопряжена с рядом трудностей.
Заказчикам приходится опробовать, закупать и развертывать новые для них отечественные продукты, навыки работы с которыми еще только предстоит приобрести, в условиях непривычной, зачастую менее качественной вендорской поддержки, одновременно продолжая эксплуатацию своих бизнес-систем и поддерживая существующую ИТ-инфраструктуру.
По мнению технического директора компании Тринити Игоря Абрамова, если рассматривать физическую ИТ-инфраструктуру, то на сегодняшний день говорить о полноценном импортозамещении аппаратных средств явно рано. «По итогам 2021 г. лидерами российского рынка по поставкам ИТ-оборудования были Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Yadro, Lenovo, Huawei. Структура рынка предложений аппаратных ИТ-решений в соотношении отечественного и зарубежного оборудования составляет примерно 20/80 в процентном соотношении», — пояснил он.
В то же время, по словам Игоря Абрамова, значительно выросла доля российских решений на базе зарубежных компонентов, при этом у многих компаний образовался настоящий зоопарк оборудования различного производства. Также остро встал вопрос поддержки западного оборудования, так как глобальные вендоры ушли с российского рынка и приостановили оказание сервиса на свое оборудование, закрыв склады с необходимыми комплектующими.
Стремительно меняется ситуация и в области поддержки инфраструктурного оборудования. «По нашим наблюдениям, количество запросов на сервисное обслуживание в этом году выросло в разы, причем это уже не разовые аудиты с точечным ремонтом, а именно комплексные проекты по мультивендорному сервису на весь парк ИТ-оборудования с поддержкой на один-три года», — рассказал Игорь Абрамов.

Практические советы и предложения.
Если раньше была гарантийная поддержка от вендора на часть оборудования, и компании предпочитали пользоваться именно ею, то сейчас наиболее оптимально делать общий сервисный пакет с поддержкой всего оборудования, считает Игорь Абрамов. По его словам, у этого подхода есть целый ряд преимуществ:
• в первую очередь это оптимизация расходов на сервис — значительная экономия средств достигается за счет формирования единого сервисного пакета на весь парк ИТ-оборудования;
• упрощается процесс управления сервисными контрактами и их продлениями;
• гибкие условия предоставления сервиса под индивидуальные требования каждой отдельной компании с различными SLA в зависимости от критичности инфраструктуры;
• и, конечно, снижение санкционных рисков.
При выборе поставщика таких услуг Игорь Абрамов рекомендует в первую очередь рассмотреть следующие факторы:
• наличие в своем штате сертифицированных инженеров по ключевым западным производителям оборудования, включая тех, чье оборудование использует компания;
• наличие у поставщика собственного склада с комплектующими и расходными материалами;
• налаженные цепочки поставок с альтернативными рынками и возможность работы по схеме параллельного импорта.
• «Если же говорить именно про российское ИТ-оборудование, которое появилось на рынке относительно недавно и за последний год ускоренно эволюционирует за счет политики импортонезависимости, то тут чаще всего возникают вопросы к качеству продукции — сборки, встроенного ПО, упаковки, — сообщил Игорь Абрамов. — Здесь мы рекомендуем тщательно выбирать производителя оборудования и брать расширенную гарантию».
По его словам, критерии выбора производителя могут быть, например, следующие:
• возраст компании — как давно она представлена на рынке, занимается производством и сборкой оборудования;
• наличие отдела контроля качества производимой продукции;
• наличие собственных складов с подменными комплектующими и ЗИП-пакетами;
• собственный отдел сервисной поддержки, либо сеть сервисных партнеров;
• разнообразие выбора уровней гарантийной поддержки — данный факт говорит о внимании руководства компании к развитию направления сервиса и гарантии, а также о более широких возможностях оказания такой поддержки. Расширенная гарантия позволит обеспечить наличие ЗИП-пакетов для оборудования критически важных систем и сроком восстановления до NBD («на следующий рабочий день»).
Мультивендорный сервис от «Тринити»
Технологическая поддержка оборудования корпоративной ИТ-инфраструктуры
Мультивендорный сервис от «Тринити» — это:
• Сервис-деск: сервисный портал для заказчиков с информацией о заявках, с доступом к документации по продуктам и рабочим инструкциям.
• Собственная лаборатория и демо-стенд: запуск тестовых стендов для отработки процедур и формирования оптимальных решений.
• Три линии технической поддержки: прием и распределение заявок, решение типовых заявок, решение сложных заявок специалистами экспертного уровня.
• Склад и логистика: наличие собственных складских запасов и оперативная доставка для сокращения времени восстановления оборудования.
• Поддержка заказчиков: техническая поддержка на русском языке 24×7, обучения для специалистов заказчика.
Типы поддерживаемого оборудования:
• Серверы (архитектуры х86, RISC).
• Системы хранения данных.
• Ленточные библиотеки.
• Программно-аппаратные комплексы.
• Сетевое оборудование.
Поддерживаемые производители оборудования:
• Зарубежные производители: Lenovo, Fujitsu, Dell EMC, Cisco, IBM, Intel, NetApp, HPE, Huawei.
• Отечественные производители: «Тринити», «Рикор» и другие архитектуры х86 отечественного производства.
Наши клиенты:
ЕВРАЗ: диагностика и ремонт серверов критичной инфраструктуры систем SAP.
• ПНППК: поддержка критичной инфраструктуры систем SAP.
• «Уралэлектромедь»: техническое сопровождение инфраструктуры на протяжении 10 лет.
• Технический университет УГМК: техническое сопровождение инфраструктуры и ЦОД.
• МРСК Урала: техническое сопровождение ИТ-инфраструктуры на трех площадках.
• «Монетка»: комплексное техническое обслуживание инженерных систем ЦОД.